Детский сад Мордовия
Проект: "Путешествие в страну Сенсорики"Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»
ПРОЕКТ «Путешествие в страну Сенсорику»
Подготовили: воспитатели: Симдянкина Н.М., Бочкарева Т.А.
Мордовия Паспорт проекта
Актуальность проекта Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Методическое обеспечение: Г. Г. Григорьевой «Кроха», Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». В работе над формированием сенсорного развития у детей раннего возраста существуют противоречия: между необходимостью использования в познавательном развитии детей раннего возраста дидактических игр и игровых упражнений и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения; между необходимостью формирования у детей раннего возраста сенсорного развития средствами дидактических игр и игровых упражнений в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу. Определена цель: Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений. Поставлены задачи: 1. Образовательные: развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам; формировать у детей зрительные способы обследования предметов; учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб); развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет; обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный». 2. Воспитательные: воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу; формировать умение слушать и понимать инструкции педагога. 3. Развивающие: развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику. Реализация проекта: I этап: информационно-аналитический. Включает: знакомство с темой проекта; изучение литературы; выявление проблемы, цели, задачи; составление перспективного плана работы; повышение уровня профессиональной компетентности; определение объема материала, который будет адресован детям; планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия; создание условий для эффективного использования игр. II этап: творческий. Включает: реализация перспективного плана проекта; консультации для родителей; формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру; знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
III этап: заключительный. Включает: подведение итогов; оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта. Ожидаемые результаты: формирование познавательно – речевой активности детей раннего возраста; формирование представления о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира; дети познакомятся с сенсорными эталонами; создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр; совместная работа с родителями по изготовлению и апробации методического материала и дидактических игр; рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлению; создание «Библиотеки дидактических игр», совместно с родителями. Критерии оценки: Познавательно-речевая активность детей диагностируется по формированию у младших дошкольников элементарных представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно. Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания. Низкий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого. Оборудование и материалы: Основой специально созданной развивающей среды является уголок сенсорики, книги, иллюстрационный материал, цветная и белая бумага, карандаши, краски, пластилин. Форма презентации результатов: В рамках реализации обозначенной цели планируется проведение занятий в интересной, увлекательной форме, где каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Также планируется проведение итогового занятия. В ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей. План мероприятий
6 октября 2016 в 12:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.