Детский сад Мордовия

Проект: "Путешествие в страну Сенсорики"

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад»

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 «Путешествие в страну Сенсорику»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

воспитатели: Симдянкина Н.М.,

                                                                                                                 Бочкарева Т.А.

 

 

 

                                                                Мордовия

Паспорт проекта

 

Раздел программы

 Познавательное развитие дошкольников.

Тема

Формирование сенсорных эталонов.

Тематическое поле

Ознакомление детей с сенсорными эталонами.

Название проекта

«Путешествие в страну Сенсорику».

Тип проекта

Познавательный, долгосрочный.

Авторы проекта

Воспитатели: Симдянкина Н.М.,

Бочкарева Т.А.

Проблема

У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.

Цель

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Образовательные задачи

развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».

Воспитательные задачи

воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.

Развивающие задачи

развивать познавательные процессы;

развивать мелкую моторику.

Мероприятия

Формы работы с детьми

---------------------------------

дидактические игры;

НОД.

Формы работы с родителями

------------------------------------------

методические рекомендации;

консультации;

родительское собрание;

индивидуальные беседы;

дни открытых дверей.

Методы и приемы работы

организационные;

мотивирующие;

словесные;

игровые;

наглядные.

Результат

 

развитие наблюдательности;

подготовка к реальной жизни;

позитивное влияние на эстетическое чувство;

развитие внимания;

дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

расширение словарного запаса ребенка;

развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Критерии

наличие у детей знаний о сенсорных эталонах.

Ресурсы

 

 

 

дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

дополнение системы необходимыми играми и материалами;

продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Форма презентации

 

изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;

консультации для родителей;

проведение итогового занятия.

Актуальность проекта

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

является основой для интеллектуального развития;

упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

готовит к реальной жизни;

позитивно влияет на эстетическое чувство;

является основой для развития воображения;

развивает внимание;

дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

влияет на расширение словарного запаса ребенка;

влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Методическое обеспечение:

Г. Г. Григорьевой «Кроха», Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

В работе над формированием сенсорного развития у детей раннего возраста существуют противоречия:

между необходимостью использования в познавательном развитии детей раннего возраста дидактических игр и игровых упражнений и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения;

между необходимостью формирования у детей раннего возраста сенсорного развития средствами дидактических игр и игровых упражнений в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.

Определена цель:

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Поставлены задачи:

1. Образовательные:

развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».

2. Воспитательные:

воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.

3. Развивающие:

развивать познавательные процессы;

развивать мелкую моторику.

Реализация проекта:

I этап: информационно-аналитический.

Включает:

знакомство с темой проекта;

изучение литературы;

выявление проблемы, цели, задачи;

составление перспективного плана работы;

повышение уровня профессиональной компетентности;

определение объема материала, который будет адресован детям;

планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия;

создание условий для эффективного использования игр.

II этап: творческий.

Включает:

реализация перспективного плана проекта;

консультации для родителей;

формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

 

III этап: заключительный.

Включает:

подведение итогов;

оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта.

Ожидаемые результаты:

формирование познавательно – речевой активности детей раннего возраста;

формирование представления о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира;

дети познакомятся с сенсорными эталонами;

создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр;

совместная работа с родителями по изготовлению и апробации методического материала и дидактических игр;

рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр, а также консультации по  их приобретению и самостоятельному  изготовлению;

создание «Библиотеки дидактических игр», совместно с родителями.

Критерии оценки:

Познавательно-речевая активность детей диагностируется по формированию у младших дошкольников элементарных представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

Низкий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

Оборудование и материалы:

Основой специально созданной развивающей среды является уголок сенсорики, книги, иллюстрационный материал, цветная и белая бумага, карандаши, краски, пластилин.

Форма презентации результатов:

В рамках реализации обозначенной цели планируется проведение занятий в интересной, увлекательной форме, где каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Также планируется проведение  итогового занятия.

В ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей.

План мероприятий

Месяц

Названия мероприятия

Участники

Сентябрь

1. «Подбираем крышечку»

Задачи: Учить детей умению разворачивать и сворачивать крышечки.

2. «Дорожка»

Задачи: Развитие мелкой моторики.

3.  «Открыто-закрыто»

Задачи: Учить детей умению открывать и закрывать крышечки.

4. «Веселые прищепки»

Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев и рук.

5. «Большой – маленький»

Задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большой и маленький к повторению фраз.

Воспитатели, дети

Октябрь

1. «Открути-закрути»

Задачи: Учить детей умению откручивать и закручивать крышечки.

2. «Кто это?»

Задачи: Познакомить детей с домашними и с некоторыми дикими животными. 

3. «Поезд»

Задачи: Формировать умение находить в окружающей обстановке один и несколько предметов.

4. «Петрушкины карандаши»

Задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».

Воспитатели, дети

Ноябрь

1. Выкладывание цветной мозаики «Цветочек»

Задачи: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

2. «Найди пару»

Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их.

3. «Разложи по цвету»

Задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету.

4. «Собери вкладыши »

Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев и рук.

Воспитатели, дети

Декабрь

1. «Шероховатый – гладкий»

Задачи: Развитие осязания.

2. «Разложи по величине»

Задачи: Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

3. «Найди пару»

Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их.

4. «Собери пирамидку»

Задачи: Выявить умения сравнивать предметы по величине «больше-меньше», различать понятия «один-много».

5. «Тяжелый – легкий»

Задачи: Развитие барического чувства (восприятия веса).

Воспитатели, дети

Январь

1. «Круглое - не круглое»

Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.

2. «Овощной магазин»

Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и величину.

3. «Разноцветные шары»

Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное  восприятие.

Воспитатели, дети

Февраль

1. «Разноцветные полянки»

Задачи: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.

2. «Сделай узор»

Задачи: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы

3. «Разложи по размеру»

Задачи: Обучать различать и называть игрушки, выделять качество (размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.

4. «Мягкий – твердый»

Задачи: Развитие осязания.

Воспитатели, дети

Март

1. «Разложим по порядку»

Задачи: Закрепить умение у детей обследовать предметы, выделяя их цвет.

2. «Кто где живет?»

Задачи: Дать представление кто, где живет.

3. «Много – мало»

Задачи: Закрепление у детей математических знаний «много-мало».

4. «Когда это бывает?»

Задачи: Формирование у детей элементарных знаний о временах года.

5. «Накормим куклу обедом»

Задачи: Закрепить умение называть столовые предметы. Формирование столового этикета.

Воспитатели, дети

Апрель

1. «Тонет -  не тонет»

Задачи: Доставить радость детям.

2. «Разложи по форме»

Задачи: Закреплять у детей умение сравнивать предметы по форме.

3. «Дикие и домашние животные»

Задачи: Закрепить знания детей о домашних и с некоторых диких животных. 

4. «Веточка в воде»

Задачи:Развивать навыки наблюдения как у веточки набухают почки и появляются листочки.

Воспитатели, дети

Май

1. «Поливка цветов»

Задачи: Приучать детей к трудовым навыкам.

2. «Подбери елку»

Задачи: Развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше-ниже».

3. «Строение человека»

Задачи: Формировать у детей элементарное представление о строение человека.

4. «Часы»

Задачи: Формировать у детей элементарное представление о часах.

Воспитатели, дети

 

6 октября 2016 в 12:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.